Дети дошкольного возраста просто обожают разгадывать загадки. Работая с детьми дошкольного возраста я поняла, что использование загадок на занятии делает его интересным и создает благоприятную и располагающую к общению обстановку.
Загадки играют важнейшую роль в развитии ребенка, ведь с их помощью дети познают мир и все то, что их окружает. Они начинают понимать, насколько мир разнообразен и прекрасен. Загадывание и отгадывание загадок – это один из самых интересных процессов.
Работу по обучению составлению загадок можно смело начинать с детьми среднего возраста (пятый год жизни). Объектами для составления загадок служат предметы, с которыми дети чаще всего сталкиваются, и которые оказывают на них эмоциональное воздействие: игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные и т.д. Детям предлагается назвать яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форму, величину), отметить те качества и свойства, которые дети хорошо знают.
В старшем дошкольном возрасте у детей проявляется большая чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений, что находит отражение в сочиненных ими загадках, в т.ч. и о словах с переносным значением. Составление загадок побуждает детей к наблюдениям, размышлению, познанию, требует активной работы мысли, а занимательная форма загадки делает обучение ненавязчивым и интересным.
Аллой Александровной Нестеренко (Страна загадок) разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте, данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников.
Мы рассмотрим две из них. Будем учить ребёнка составлять загадки об овощах.
Например, составим загадку про помидор.Предложим ребёнку ответить на вопросы: Какой помидор по цвету? Какой помидор по форме? и т.п.
Какой? | Что такое же? |
красный | яблоко |
сочный | арбуз |
круглый | мяч |
Теперь достаточно вставить между признаком предмета и объектом, на который похож овощ, связки "как", "но не", и получится загадка:
Красный, но не яблоко,
Сочный, но не арбуз,
Круглый, но не мяч.
Или же:
Красный, как яблоко,
Сочный, как арбуз,
Круглый, как мяч
Используя другую модель, предложите ребенку сравнить один овощ с каким-либо другим объектом и найти между ними общее и различное.
Придумаем загадку про лук.
На что похож? | Чем отличается? |
теннисный мячик | съедобный |
солнышко | не греет |
яблоко | горький |
Как теннисный мячик, но съедобный.
Как солнышко, но не греет.
Как яблоко, но горький.
Научите ребёнка придумывать загадки. Увидите, насколько это увлекательное занятие!
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру "Загадки с грядки" Необходимо помочь бабушке Федоре собрать урожай овощей.
Эта игра позволяет научить ребёнка ориентироваться на плоскости: усвоить понятия правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол, обогатить словарь по теме: «Овощи». Игра поможет развить чувства ритма и рифмы, которые так необходимы для освоения родного языка.
Играйте! Развивайтесь! Творите! Успехов!
Хатунцева Юлия Михайловна, учитель-логопед