Главная » Файлы » В помощь воспитателю

Создание развивающей среды для ознакомления с исследовательской деятельностью
[ Скачать с сервера (6.02 Mb) ] 29.03.2014, 14:38

Предметно-развивающая среда создается, чтобы обеспечить полноценное физическое, познавательное и социальное развитие ребенка. Воспитание и развитие дошкольников происходит эффективнее, если для этого созданы определенные условия в детском саду.

Что же такое развивающая среда?

Развивающая среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и действия.

Почему, среда называется развивающей? (Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.)

Под развивающей предметной средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. . В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами. Грамотно организованная предметно-развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

В связи с важностью деятельностного подхода к развитию личности ребенка в ДОУ создается предметно-развивающая среда, которая строится на принципах доступности, новизны и с учетом личностно-ориентированной модели взаимодействия.

Основными принципами предметно-развивающей среды являются:

  • Комфортность.

  • Безопасность.

  • Эстетичность.

  • Обеспечение самостоятельности.

  • Обеспечение свободы выбора.

  • Богатства сенсорных впечатлений.

  • Возможности для исследования.

  • Функциональности.

  • Опережающего развития.

  • Динамичности-статичности среды.

Основные требования предметно-развивающей среды:

  • 1. Развивающий характер предметной среды.

  • 2. Создание условий для формирования ведущих видов деятельности с одновременным учетом особенностей других видов деятельности.

  • 3. Соответствие возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития

  • 4. Включение не только уже известных ребенку объектов, но и новых, которые побуждают его к последующей деятельности.

  • 5. Учет исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применять свои знания.

Для того чтобы правильно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит её организация. Наукоёмкие проекты организации развивающей среды разработаны под руководством В. А. Петровского, С. Л. Новоселовой и др.               В данных проектах дается психолого-педагогическое обоснование необходимости организации развивающей среды.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудуется и оснащается зона уголка экспериментирования.

  • Место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции и экспонаты.

  • Место для приборов.

  • Место для хранения материалов (природного и бросового)

  • Место для проведения опытов.

  • Место для неструктурированных материалов (песок, вода и др.).

В подготовительной группе может быть оснащена мини-лаборатория, где воспитатель с детьми проводит исследование по изучаемой теме.

Для исследования подбирается материал подлежащий исследованию:

  • 1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.

  • 2. Растворимые ароматические вещества ( соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).

  • 3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.

  • 4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.

  • 5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

Основным оборудованием в уголке экспериментирования являются различные приборы и материалы:

  • -приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

  • -разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).

  • -Природный материал: камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.

  • -Утилизированный материал: проволока, ткани, пластмасса, пробки и др.

  • -Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.

  • -Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

  • -Красители: гуашь, акварельные краски и др.

Китайская пословица гласит - «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования.

В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Таким образом, необходимо выделить, что систематизация работы по детскому экспериментированию способствует росту интереса детей к экспериментальной деятельности, а также отмечается положительная динамика познавательной активности и любознательности детей всех возрастных групп:

  • 2-Я МЛАДШАЯ ГРУППА

На четвертом году жизни возникает наглядно-образной мышление. У детей ярко проявляется любопытство, они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует о важных достижениях:

- у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);

- сформировалась потребность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;

- появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого.

Очень полезно. Не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети данного возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым.

Во время работы можно иногда предлагать ребенку выполнить не одно, а два действия подряд (вылить воду и налить новую). Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов, задавая вопросы. У детей начинает формироваться произвольное внимание, что позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, например, при помощи знаковых обозначений.

  • СРЕДНЯЯ ГРУППА

На пятом году количество вопросов у детей возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. Появляются первые попытки работать самостоятельно, причем дети способны получить уже три указания сразу, если действия просты и знакомы. Непосредственное участие взрослого в знакомой работе уже не так важно, но визуальный контроль необходим, как для обеспечения безопасности экспериментирования. Так и для моральной поддержки, т.к. деятельность детей еще не устойчива и быстро затухает без постоянного поощрения и одобрения.

В этой группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематичные рисунки тех детей. у которых хорошо развиты технические навыки.

Давая словесный отчет об увиденном, дети произносят несколько предложений, делая предпосылки к развернутому рассказу. Воспитатель наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта и находить пока только разницу между ними.

С этого возраста проводятся длительные наблюдения, которые будут предпосылкой для проведения в будущем длительных экспериментов.

  • СТАРШАЯ ГРУППА

При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.

В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задание бывают двух типов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов.

При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения.

Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы. Составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.

В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации.

Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгому соблюдению правил безопасности.

  • Подготовительная группа

В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Если дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами его выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдением правил безопасности. Доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют детям огромную радость.

В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Решение задач осуществляется в двух вариантах:

1) дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания;

2) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

  • 1. Безопасность для жизни и здоровья детей;

  • 2. Достаточность;

  • 3. Доступность расположения.

Таким образом правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

Категория: В помощь воспитателю | Добавил: МДОУ14
Просмотров: 2184 | Загрузок: 75 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством образовательного процесса в детском саду?
Всего ответов: 60
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0